Иван Купала «Радио Награ»

Исполнитель: Иван Купала
Альбом: Радио Награ
Издано: Союз

Голова идет кругом уже когда разглядываешь обложку нового диска: тающий горизонт и гипнотическая игра оттенков голубого цвета. Это завораживает. Опять же непонятное название альбома – «Радио Награ» – звучит как заклинание и наводит на мысль о ритуальных жертвоприношениях. С первыми звуками музыки волнение не исчезает, но в нем появляются нотки восторга и легкости.

Чаще всего питерскую группу «Иван Купала» сравнивают с известным этно-электронным проектом “Deep Forest” и в этом, конечно же, есть доля истины. Однако новый альбом показывает, что ансамбль еще в большей степени отталкивается от тех открытий и находок, которые были сделаны в 80-х годах Дмитрием Покровским и ансамблем американского саксофониста Пола Уинтера. Их совместный диск был тогда очень популярен, издавался по обе стороны океана. Сегодня он почти забыт, осталась только короткая заставка в телепрограмме для потребителей. Конечно, у «Ивана Купалы» больше сэмплов, больше электроники, но идея, несомненно восходит к принципам философии “new age”, которая сблизила когда-то Уинтера и Покровского, – построить современное здание из стали, стекла и пластика, но при этом не повредить ни одного кустика, ни одного деревца и идеально вписаться в естественную среду. Именно так «Иван Купала» преподносят своим слушателям бесхитростные русские и белорусские песни.

Среда, мир, в котором живет человек – для музыкантов группы это ключевые понятия. Слово «Радио» появилось в названии именно из желания показать, что песни славян – это ниточка, связующая нас со всем мирозданием. «Даже телевидение склоняет голову перед радио в попытке почувствовать живое дыхание планеты, – говорит один из участников проекта, Алексей Румянцев, – помните обрывки радиоголосов в эфире и земной шар, который вращается на экране после окончания программ Первого канала? У меня это ощущение впервые возникло лет в 12, когда я летом уезжал в Смоленскую область и слушал приемник по ночам». Теперь, двадцать лет спустя, это чувство окончательно соединилось с волнующими интонациями деревенской музыки. «Радио Награ» – более глубокая и более основательная работа, чем предыдущий диск ансамбля, «Кострома». Там даже в названии содержалось некое несоответствие изначальной установке. «Кострома» в языческом лексиконе – это мифическое существо, которое стоит между миром темных и светлых сил. Людей, живущих сообща не трогает, однако выжидает, не отбился ли кто от своих. Я поначалу подумал, что и «Награ» – тоже какое-то божество из древних арийских эпосов. Но вскоре выяснилось, что это лишь название популярной у фолклористов марки портативных магнитофонов, на которые они записывали когда-то светлые и печальные песни славян. Такие дела.

Андрей Соловьев
dragonjazz.narod.ru