Фестиваль Даждь. Итоговый концерт, 20 мая 2005 года

В пятницу 20 мая в 18:30 в «Театре русской драмы» состоялся «Акустический фестиваль поэтического рока».

Как я понял, фестиваль был приурочен к Пасхе, хотя на тему Пасхи песен практически не было. Все исполнители пели песни собственного сочинения на вольные темы.

Девиз фестиваля – песни о светлом, о вечном. Целью должна была стать попытка помочь слушателю задуматься о нематериальных ценностях, морали, смысле бытия, душе и вечности.

Фестиваль открыла девушка, которая сама играла и пела под гитару свои песни. При первых ее фразах сразу вспомнилась Земфира на ранних стадиях развития ее творчества – замысловатый текст, непонятно о чем, зачем и почему. К тому же звукоизвлечение и вокал были совершенно дилетантскими. Она вышла первой и должна была, по крайней мере, задать светлое настроение, а вышло наоборот - песни ее создавали довольно депрессивную атмосферу. Общий полумрак еще более усугублял печальную атмосферу безысходности.

Когда она закончила выступление, на сцену вышли два парня. Если я не путаю, то на гитаре играл и пел Денис Вагин из Рязани, а второй парень аккомпанировал ему то на скрипке, то на свирели. За исключением некоторой несыгранности и опять-таки слабых вокальных данных, в целом они были интересны. Скрипач, хоть и не был виртуозом, но очень хорошо чувствовал общий поток, динамику песни - дуэт звучал оригинально.

Однако смысл песен выступавших коллективов продолжал оставаться для меня загадкой.

На этом фоне я бы отметил девушку, которой на флейте аккомпанировала другая девушка (прошу прощения за то, что не запомнил имена исполнителей). Несмотря на то, что все песни она играла одним и тем же перебором и голос ее был слабым, но она практически всегда попадала в ноты, слова песен были посветлее, вела она себя проще и естественнее, и показалась мне некоторым «просветом» в общем потоке «песен о грустном» (такое определение, к сожалению, напрашивается).

Далее все выступающие были примерно одного уровня и содержания вплоть до группы Ч.Ч. из Санкт-Петербурга, выступавшей в виде дуэта. Юрий пел и играл на гитаре, Марал чередовала флейту и шейкер, и подпевала Юрию. Разница с предыдущими участниками была налицо: и профессионализма побольше, и тексты поинтереснее. Ч.Ч. были одними из самых старших исполнителей на фестивале, возможно, отсюда - и качество. Я впервые услышал их в «трибьюте Маяковского», в котором они принимали участие. Спеть слог Маяковского, да так, чтобы это было красиво, не так-то просто, а Юре и Марал это, кажется, удалось - их композиция мне очень понравилась, и поэтому на фестивале я слушал их с особым интересом.

После них выступили еще пара исполнителей, но я слышал все тот же непоставленный голос, фальшивые ноты как в игре, так и в вокале… Жаль…

Усугубляло ситуацию то, что большинство из вышедших на сцену, как мне показалось, считали себя звездами, талантами с большой буквы. Это не самообман?! Я не ушел с концерта раньше только из-за того, чтобы оценить мероприятие в целом, а не судить по первым исполнителям.

Света, позитива к сожалению не чувствовалось.

Но вот на сцену вышел последний исполнитель – еще один парень с гитарой. Звали его Алексей Жаров, группа «Тайна». Вот этого человека я слушал с удовольствием!

Здесь и человеческий смысл в песнях, и актуальность, и профессиональная игра на гитаре, отличный вокал, плюс умение его использовать. На его фоне большинство других исполнителей просто меркло. Тексты его песен были понятны всем, зал аплодировал в такт, кто-то подпевал в припевах. Порадовало, что Алексей не ограничивается одним стилем. Тут вам и рок-н-ролл, и джазовые вставки, и баллады. Его можно было бы слушать и слушать. Некоторые его песни звучали так, как будто играло два гитариста, а не один.

Когда выступающих много, то в голове у слушателя неминуемо образуется каша, и ему трудно вспомнить потом какую-нибудь конкретную песню. Но несколько песен Алексея Жарова сумели отложиться в голове. Первая песня заканчивались строкой «Забыл, о чем хотел сказать» - такая простенькая веселая песня «ни о чем», которая просто поднимает настроение. Еще запомнилась песня в стиле «рок-н-ролл» о том, как сильно русские ругаются матом и что, слава Богу, дети матом пока не разговаривают. А еще была песня-монолог, герой которой, обращаясь к своему товарищу, рассуждает о жизни, о ее Тайне.

Смысл песен гармонировал со стилем исполнения. Чувствовалось, что, прежде чем представить песни публике, над ними поработали, отшлифовали их, буквально «вылизали». И это уважение автора к публике сполна возвращалось ему благодарностью слушателей.

Спасибо Алексею: смог порадовать своим выступлением и украсить все мероприятие «торжественным» финалом.

На фестиваль не смогла попасть Юлия Тузова. Как сообщили организаторы, она заболела, по-видимому, простудилась.

Перед началом фестиваля и после его окончания в фойе театра можно было почитать и взять с собой бесплатную литературу о вечном, предлагались также аудио-записи участников фестиваля.

Хорошая идея и девиз проекта, но качество реализации, мягко выражаясь, оставляет желать лучшего!

Конечно, моя точка зрения субъективна, и если кому-то концерт понравился больше, то я буду только рад. На мой взгляд, если и дальнейшие фестивали будут такого же качества, то большую аудиторию собрать будет просто невозможно, а значит и не будет перспектив на дальнейшее существование проекта. Хотелось бы обратить на это внимание организаторов, если они планируют проводить фестиваль ежегодно.

Олег Кузьмин, «Живое радио»


Комментарий редактора:

Вот такой взгляд на фестиваль Даждь, фестиваль, который многое дал для зарождения собственно Живого радио. А теперь Живое радио критикует этот фестиваль. Лично для меня (пишущего этот комментарий) посещение такого же фестиваля года два-три назад стало большим открытием, когда я, уже сильно увязший в известных именах русского рока, был удивлен фактом, что оказывается, продолжают рождаться не менее талантливые авторы. Нет, я конечно догадывался об этом, но Даждь собрал сразу многих в одном месте и ударно показал мне, что есть много интересного, на что стоит обратить большое внимание.

А этот отзыв написан человеком, незнакомым с историей Даждя, с его философией, задачами и прочими документами. Поэтому такой "незамутненный" взгляд особенно должен быть интересен для тех, кто Даждь-авторов слушает давно, и для самих организаторов Даждь-движения. Вот пожалуйста: человек с улицы, его мнение, его первые впечатления.

Отзывы ждем в Живом журнале "Даждя".

Дмитрий Цидилин, "Живое радио"